FAQ

Типы колесных дисков

Сегодня выделяют два типа колесных дисков: легкосплавные и стальные. Легкосплавные колеса, в свою очередь, разделяют на две большие группы по материалу, из которого их делают: сплавы на основе алюминия или сплавы на основе редких металлов (магний или титан). Однако титановые катки и магниевые диски встречаются все реже и реже: эти материалы дороги в производстве и капризны в эксплуатации. Поэтому сегодня бал правят алюминиевые колеса. Также есть несколько методов производства легкосплавных дисков: легкосплавные литые (обычная отливка, самый быстрый и недорогой способ), легкосплавные кованые (отливка под давлением, диск выходит крепче и легче, но дороже), легкосплавные катанные (отливка с раскатыванием обода, нечто среднее между двумя описанными выше) и составные колесные диски (состоит из трех частей, соединенных у обода множеством маленьких болтов). Обычные штампованные стальные катки намного проще в своем производстве. Из железа методом штамповки получаются две части диска, которые затем соединяются между собой электросваркой. Для того, чтобы защитить стальные катки от последующей ржавчины, их окрашивают краской, обычно в черный или серебристый цвет.

Преимущества и недостатки разных типов колесных дисков

Главное преимущество любых легкосплавных дисков следует из их названия - они заметно легче обычных стальных колес. Разница в весе одного диска составляет от 1-2 кг для небольших колес размером 13-14 дюймов и может достигать 3-5 кг для катка размером 15-16 дюймов. Т. е. "на круг" четыре легкосплавных катков позволяют выиграть до 20 кг, причем выиграть там, где это наиболее важно - в ходовой части, в области так называемых "неподрессоренных масс". А ведь снижение "неподрессоренных масс" положительно влияет на срок службы подвески, комфорт при езде, отзывчивость и четкость управления автомобилем. Также легкосплавные колесные катки имеют еще одно преимущество - благодаря большим отверстиям между спицами они позволяют лучше охлаждать тормозные механизмы автомобиля.

Однако и стальные колесные катки имеют свои козыри. Прежде всего - это "податливость" металла: при сильном ударе о край ямы или большую бровку такой диск обычно лишь гнется, и впоследствии его геометрию можно легко исправить. При схожем ударе дешевый легкосплавный литой каток может просто расколоться, и придется его заваривать, что навсегда нарушит структуру материала. Поэтому следует выбирать качественные и, соответственно, более дорогие литые или даже кованые/катанные диски (но они еще дороже), которые успешно противостоят нашим непростым дорогам. И здесь становится заметно другое преимущество стальных колес - их цена. Она в разы меньше, чем цены на аналогичные по размеру легкосплавные катки.

Обозначения размеров и параметров колесных дисков

 Обозначения размеров и параметров колесных дисков

Теперь, когда стало легче определиться с типом и материалом дисков, а также их производителями, следует обратить внимание на размер колес. Отправной точкой служит штатный размер колесных катков, и лучше придерживаться этих размеров либо размеров, указанных как альтернатива в инструкции по эксплуатации к автомобилю. Но что обозначают эти размеры, наборы букв и цифр? Любой колесный диск - будь-то легкосплавный или штампованный стальной - состоит из нескольких основных элементов: обода, куда устанавливается шина; сердцевины, которой крепится сам к подвеске автомобиля; спиц, которые соединяют обод и сердцевину. Так вот, размер колеса описывает параметры всех этих частей.

Индексы и цифры, указанные в названии диска, фактически описывают все его основные параметры. К примеру, рассмотрим обозначение BBS 123 (R15 W6.5 PCD4x100 ET35 DIA65). Также диск может обозначаться как BBS 123 (6.5x15 PCD4x100 ET35 DIA65), т.е. два первых параметра записано в обратном порядке. Логично, что BBS - это торговая марка, а 123 - указание модели. А вот дальше начинается самое интересное:

  • - R15 - указание диаметра обода диска в дюймах, это диаметр обода колеса и, соответственно, диаметр покрышки, которая на него одевается;
  • - W6.5 - указание ширины обода катка в дюймах. Соответственно, это посадочный размер шины на диск, аналог ширины шины в мм; PCD4x100 - посадочный размер уже самого диска на колесную ступицу, который описывает количество болтов для крепления диска (в данном случае их 4) и расположение этих болтов на окружности (в данном случае диаметром 100 мм);
  • - ET35 - вылет диска, т.е. смещение катка ближе к центру машины (записывается ЕТ35, смещение на 35 мм), или дальше, наружу от центра машины (записывается со знаком минус, в виде ЕТ-35, аналогично 35 мм);
  • - DIA65 - посадочное отверстие диска, т.е. это отверстие по центру колеса, которым он одевается на колесную ступицу, записывается в мм, в данном случае равно 65 мм.

Следует понимать, что среди этого набора знаков и цифр нет "лишних буквочек", каждый пункт за что-то отвечает и не позволит фамильярного отношения к себе. Основные параметры - диаметр и ширина диска - фактически описывают размер шины, которую можно установить на колесо. Выбери диски побольше и/или пошире - и придется покупать большую шину, которая, в свою очередь, может затирать за колесные арки. Колесный диск с отверстиями под 4 болта невозможно установить на автомобиль, рассчитанный под 5-болтовые диски - на эти параметры четко указывает посадочный размер "под болты" (PCD). Игры с вылетом (ЕТ) приводят к повышению нагрузки на подшипники колесной ступицы и быстрому износу деталей ходовой части. В итоге красивый, но "неправильный" по вылету диск может потянуть за собой дорогостоящий ремонт подвески. Наконец, центральное отверстие (DIA) также следует подбирать максимально близким к оригинальному. Конечно, если отверстие у колеса слишком велико, а ступица маленькая, то можно установить между ними проставочные шайбы, но желательно, чтобы они были минимальны. Благо, сегодня один каток с одним диаметром и шириной зачастую выпускается сразу с несколькими размерами PCD, ET, и DIA.

Виды колесного крепежа

Крепление колес к ступицам автомобиля может быть произведено болтами или гайками со шпильками, жестко закрепленными в ступице (Рисунок 1).

 Виды колесного крепежа

  • Гайка с конической прижимной частью и болт;
  • Гайка с конической прижимной частью, подголовком и болтом;
  • Гайка со сферической прижимной частью, подголовком и болтом;

Конусные или сферические прижимные части болтов и гаек должны совпадать с соответствующими отверстиями в диске колеса, чтобы обеспечивать правильную центровку.

 

 Виды колесного крепежа

Из рисунка 2 видно, что, когда колесо закреплено только торцами гаек, оно может при движении выскользнуть, крепление колеса ослабится, отверстия и шпильки будут разбиты. Можно даже потерять колесо, что довольно опасно на большой скорости.

Зажатый торцом гайки (вместо конуса) каток, держится "на честном слове" и выскользнет, когда автомобиль поедет. Когда колесо крепится болтами, такая возможность практически исключена. Хотя колесо устанавливается в этом случае труднее, чем в варианте, описанном выше. Посадочные поверхности колес и ступиц нужно очистить и нанести тонкий слой смазки, не лишним будет смазать резьбу гаек и болтов.

 

 Виды колесного крепежа

На Рисунке 3 видно, что для крепления литых и кованых колес используются более длинные болты, так как диск такого колеса толще стального штампованного. Кроме того, твердость материала легкосплавных колес ниже стальных, поэтому со временем (из-за микронеровности диска в месте контакта с болтами или ступицами при установке) соединение ослабляется, и, чтобы избежать повреждения колес, нужно через некоторое время после их установки на авто подтянуть болты крепления.

 

Эксплуатация колесных дисков

Также следует упомянуть и об уходе за колесными дисками, приведем несколько основных правил. Во-первых, колесные диски, и легкосплавные литые, и железные штампованные, следует периодически промывать на автомобильной мойке, напоминать мойщику об этом. Ведь колесные катки частенько загрязняются мелкой пылью от тормозных колодок, и если ее периодически не смывать, то со временем эта пыль буквально-таки приклеится к внутренней поверхности колеса, и убрать ее будет очень и очень затруднительно. Во-вторых, опять же, все колесные диски следует подкрашивать при повреждении их краски о камни или бордюры. Ведь в стальных колесах краска служит для защиты железа от возможной коррозии при контактах с водой, а в легкосплавных катках краска защищает алюминиевый сплав от контакта с агрессивной внешней средой (тающий снег с солью, разводы масла или бензина в воде) и схожей электрохимической коррозии.

Введите Ваше имя и номер телефона. Наш оператор свяжется с Вами в кратчайшие сроки.
заказать
Заказать
Интернет-магазин шин и дисков
г. Харьков, ул.Морозова 13-б оф.614 время работы: пн. - сб. 9 - 18 61000 Украина, Харьков
+38 (057) 766-36-47, +38 (068) 777-19-08, +38 (099) 777-19-08 [email protected]